Участвуем  сейчас во многих совещаниях по мерам стимулирования экономики и поискам выхода или хотя бы смягчения последствий кризиса на предприятиях Санкт-Петербурга. Вот что по этому поводу хочется сказать:

Предприятиям с российским капиталом, конечно, совсем плохо. И раньше (в докризисный период) процентная ставка не радовала, а нынешняя 17%-23%, в принципе, делает и развитие и поддержание производства практически невозможным. Похоже до ЦБ стон российской промышленности все-таки дошел, но дал не слишком хороший результат: ставку снизили до 15%, рынок перепугали, а пользы ноль…При этом себестоимость производства продолжает расти.Предприятиям с иностранным капиталом немного легче — все-таки и кредитоваться они могут за рубежом, и за счет девальвации себестоимость производства на российской площадке снизилась по сравнению с площадками Восточной Европы и Азии. Это Возможность номер 1. Хотелось бы, чтобы Россия успела ею воспользоваться, правильно пропиарив этот факт для иностранных компаний. К сожалению, возможность №1 не надолго. Понятно, что в результате вынужденной индексации мы довольно скоро вернемся к докризисному состоянию, когда у нас себестоимость производства была дороже, чем в Канаде. Кроме того, это конкурентоспособность России повысилась, и теперь все зависит только от активности регионов РФ: кто эффективнее будет привлекать инвестора к себе. Как и раньше, инвестор будет смотреть на стоимость производства и простоту ведения бизнеса в каждом российском регионе и сравнивать их между собой. Поэтому сейчас, пока Россия опять стала привлекательна для иностранных инвесторов, Санкт-Петербургу необходимо  серьезно заняться институциональными улучшениями, а именно совершенствованием правового поля и снижением административных барьеров,  и тем самым снизить себестоимость производства здесь по сравнению с другими регионами РФ.

На мой взгляд, тут именно у Санкт-Петербурга есть  Возможность №2 — удержать и развить те отрасли, которые сформировались в последние годы: автомобилестроение и информационные технологии.

Для этого нужно:

1) Усилить маркетинг СПб для иностранных инвесторов и активизировать деятельность по привлечению новых инвесторов, а для этого:
а) Точечно работать по привлечению компаний этих отраслей, вовлекая в организацию визитов к ним компании, уже работающие в Санкт-Петербурге. Причем во главе делегации должен быть кто-то не ниже уровня вице-губернатора. б) Желательно брать с собой представителей российских промышленников, чтобы стимулировать создание совместных предприятий (об этой возможности ниже) в) Участвовать в крупных экономических форумах. В этом смысле, конечно, снижение уровня представительства на экономическом форуме в Давосе — это именно то, чего не стоит делать. Тем самым мы пугаем даже самых отчаянных инвесторов, которые могут иметь хоть какой-то интерес к нашей стране. В целом, нужно заниматься активным маркетингом, воспользовавшись той небольшой возможностью, которая сейчас образовалась.

2) Стимулировать спрос. К сожалению, одновременно со снижением себестоимости упал и спрос из-за снижения покупательской способностинаселения. Поэтому необходимо стимулировать спрос на товары, произведенные в Санкт-Петербурге. Например, автомобильная отрасль: предоставление скидки (субсидии) на покупку машины, произведенной и зарегистрированной в Санкт-Петербурге, с одной стороны, будет стимулировать граждан и организации, зарегистрированные в нашем городе, а с другой стороны, поможет предприятиям автопрома удерживать объемы производства (соответственно, обеспечивая работу других участников процесса). Эффективный размер скидки на 1 автомобиль составляет от 20-30 тыс рублей. При этом подсчитано, что  от 1 автомобиля, произведенного в Санкт-Петербурге, в течение первого года его эксплуатации в бюджет города поступает не менее 110 тыс. руб. (эта сумма включает в себя транспортный налог, автосервисные услуги, страховые компании и прочие смежные отрасли). Такой программы нет ни у одного региона, и безусловно, она повысит привлекательность Санкт-Петербурга для автопроизводителей, поможет их удержать в городе, а следовательно, и привлечь их поставщиков.

3) Пересмотреть региональные нормативно-правовые акты, создающие излишние административные барьеры. Каждый такой барьер — это деньги. Поэтому именно их количество зачастую влияет на размер себестоимости производства в регионе. Эта работа была начата в 2014 году и уже принесла довольно ощутимые результаты: пересмотрено постановление №272, снижены нормативы сброса вредных веществ и некоторые другие. Однако в то же время появились и новые барьеры: повысили тарифы на передачу электроэнергии и пр. В этом смысле необходимо 1)широко использовать процедуру оценки регулирующего воздействия (ОРВ) и  2) обязать все Комитеты Правительства Санкт-Петербурга перед принятием любого распоряжения или постановления оценивать их экономическое воздействие на бизнес.

4) Активно лоббировать интересы бизнеса на Федеральном уровне:
а) «Бешенный принтер» различных Министерств продолжает печатать новые и новые законы, исполнение которых будет стоить компаниям (и Российским и иностранным) миллионы, что в текущей ситуации мало кто может себе позволить. Кроме того, эти законы вступают в силу, как правило, без подзаконных нормативных актов, и ни компании, ни надзорные органы не понимают, как их выполнять, хотя при этом ответственность за их невыполнение уже прописана. Необходимо пролоббировать введение моратория на те нормативно-правовые акты, выполнение которых сейчас экономически нецелесообразно, и те, которые невыполнимы в указанные в них сроки ввиду отсутствия подзаконных нормативных актов.
б) Пролоббировать изменения в действующие законы,  в том числе: в закон 209-ФЗ о поддержке малых и средних предприятий, расширив список совместных предприятий, имеющих право на господдержку. Данная мера может помочь предприятиям с российским капиталом привлечь как партнера, так и зарубежное финансирование;  в закон 212-ФЗ, продлив льготы ЕСН для компаний ИТ отрасли; внести изменения в некоторые статьи трудового кодекса и пр.

Вывод из всего вышесказанного в том, что магической пилюли, которая бы вывела нас из кризиса, нет, и бесполезно тратить усилия на ее поиски. Нужно просто сделать то, о чем давно говорит бизнес-сообщество: привести в порядок действующие в России и в регионе институты. В противном случае мы упустим те возможности, которые временно образовались на фоне неблагоприятной геополитической и экономической ситуации.