В конце марта, в Смольном в рамках заседания Правительства Санкт-Петербурга председатель КЭПиСП Елена Ульянова представила дополнительные меры стимулирования экономики Санкт-Петербурга.

Была приятно обрадована предлагаемыми мерами. На мой взгляд,  бесполезно постоянно задавать себе вопрос, достигли мы уже дна или нет? Надо осознать тот факт, что наша страна и наш город существуют в новой реальности, и путь развития надо выбирать соответствующий. Если в 2005-2014 годах Россия проходила  период  экстенсивного  развития, когда приходили новые инвесторы, развивалась инфраструктура, создавались проекты государственно-частного партнерства, то в нынешней ситуации необходимо перейти к интенсивному пути развития, поддерживая и расширяя те отрасли, которые возникли и развивались в предыдущие годы.  Предложенные меры стимулирования как раз отвечают этой модели развития: отмена транспортного налога на автомобили, приобретенные в СПб, увеличивает покупательский спрос  Санкт-Петербурга и, следовательно, позволяет сохранить, а возможно даже увеличить объемы производства. То же относится и к отмене налога на имущество для покупателей вновь построенного жилья — стимулируя спрос, помогаем отрасли, сохраняем рабочие места и получаем налоги.  Для отраслей, которые работают на внутренний рынок — это то, что надо.

Но если мы задумаемся об импортозамещении и увеличении объемов экспорта — в том числе продукции, производимой предприятиями с иностранным капиталом,  уже разместившими производство в России, — то необходима система мер поддержки и для них.  Раньше, в «тучные годы», регулятор уделял основное внимание и создавал правовое поле для привлечения новых крупных инвесторов и новых проектов, и поэтому выявлял и устранял наиболее очевидные и дорогостоящие препятствия для начала ведения бизнеса — упрощение получения разрешений на строительство, проблемы подключений, регистрация предприятий и так далее. Но сейчас в изменившейся ситуации необходима более тонкая настройка, которая позволила бы удержать и развить те проекты, которые уже пришли и работают. Необходимо учитывать то, что производственные площадки глобальных компаний, расположенные на территории РФ, ведут борьбу за получение дополнительных объемов, новых продуктов, новых моделей и т.д. с аналогичными  производственными площадками внутри компании.  А такие решения на глобальном уровне принимаются на основании очень простых критериев, определяющих себестоимость производства на каждой из конкурирующих площадок внутри компании. Таким образом, помимо мер по стимулированию, которые естественно увеличивают объем спроса на внутреннем рынке, необходима также кропотливая работа по выявлению тех затрат в текущей деятельности компаний, которые делают российские площадки неконкурентоспособными. Необходимо определить и устранить их первопричины. Если компаниям удастся получить новые заказы на свои заводы в РФ, выиграв конкуренцию внутри компании, они смогут расширить производство, начать выпускать новые модели и, при условии системы мер поддержки экспорта, поставлять свою продукцию в другие страны. Некоторые иностранные  компании в различных отраслях экономики уже начали экспорт своей продукции, но отстаивать конкурентоспособность именно своей площадки на глобальном уровне становится все труднее и труднее. Практические шаги со стороны регулятора в этом направлении могли бы оказать существенную помощь.